Выбрать размер шрифта
Выбрать цветовую схему

Доцент филфака ВГУ рассказал о языковом строительстве

19 января в рамках культурно-просветительского проекта «Большой университет – большому городу» в книжном магазине «Амиталь на Пушкинской» прошла первая в новом году открытая лекция для школьников, студентов и любознательных горожан. Напомним, что организатором мероприятия выступают сотрудники Управления по довузовской работе и набору студентов Воронежского государственного университета.

Доцент филологического факультета ВГУ Сергей Чуриков рассказал посетителям о конструировании языков и языковом строительстве. В начале своего выступления он объяснил, для чего создаются искусственные языки – конланги. Среди них ученые выделяют: энджланги – философские и логические языки, ауксланги – международные вспомогательные языки, артланги – языки для художественных произведений. К международным вспомогательным языкам относятся эсперанто, волапюк, идо и междуславянский языки.

– С артлангами интересная история. Почти каждый такой язык придуман автором какого-нибудь фантастического произведения или создан для его экранизации. Например, квенья и сандарин принадлежат Дж. Р. Р. Толкину и его «Властелину колец», клингонский – Марку Окранду («Звездный путь»), дотракийский – Дэвиду Петерсону («Игра престолов»), – пояснил Сергей Чуриков.

Ученый ВГУ также поделился с собравшимся в зале информацией о том, что понятие литературный язык – это часть общенародного языка, принимаемая за образец и письменно закрепленная в словарях. Например, черногорский и люксембургский языки изначально считались диалектами сербо-хорватского и немецкого языков соответственно, а с точки зрения многих лингвистов, являются таковыми до сих пор. Стоит отметить, что активная работа лингвистов и политиков способствовала появлению черногорского и люксембургского литературных языков. Соответствующий факт закреплен в Конституциях Черногории и Люксембурга.

По мнению Сергея Чурикова, наряду с успешными опытами создания литературных языков существуют десятки менее удачных или вовсе бесперспективных проектов:

– Стоит рассказать подробнее о западно-полесском, поморском и сибирском «языках». В 1988 году филолог Николай Шелягович с группой единомышленников начал создавать западно-полесский язык. В его основу были положены западнополесские говоры (юго-запад Белоруссии и северо-запад Украины). Но свою главную задачу Николай Шелягович видел не в простой кодификации говоров, а в искусственном отборе именно тех слов и особенностей грамматики, которые будут отличать сконструированный язык от украинского и белорусского. При этом важно понимать, что конструирование полесского языка было лишь частью более масштабного проекта – конструирования нового народа – «полешуков». В перспективе этот новый народ должен был претендовать на автономию в составе Белоруссии и Украины, а затем, возможно, и на свое независимое государство.

Ученый заметил, что подобные процессы в начале XXI века были запущены и в России. Общественный деятель Иван Мосеев на основе северно-русских говоров пытается создать особый поморский «язык», а блогер и публицист Ярослав Золотарёв на базе сибирских говоров русского языка занимается конструированием сибирского «языка».
Завершая встречу, лектор рассказал слушателям о недавно изданной книге молодого российского лингвиста Александра Пиперски «Конструирование языков. От эсперанто до дотракийского», где в увлекательной форме рассказывается о десятках искусственных языков.

− Создавая искусственно язык, мы не просто сочетаем звуки, слова и предложения. Мы создаем другую реальность. Ту, в которой потом приходится жить. Поэтому понимание конструирования языков очень важно для каждого из нас, – подвел итог встречи Сергей Чуриков.

Пресс-служба ВГУ  

24.01.2018 12:48 / Просмотров: 1682