17 июня в рамках проекта «Большой университет – большому городу» в книжном магазине «Амиталь на Пушкинской» была представлена книга «Джаз 100: столетие российской джазовой сцены 1922–2022». Автор книги – музыкальный журналист, историк джаза Кирилл Мошков.
А на следующий день, 18 июня, в зале гостиничного комплекса «Дегас» прошёл показ полнометражного документального фильма с практически таким же названием – «ДЖАЗ 100». Сценарий к фильму тоже написал Кирилл Мошков. И представление книги, и показ фильма в Воронеже стали возможными благодаря фестивалю «Дон Jazz» и доценту факультета журналистики ВГУ Ларисе Дьяковой, ведущей проекта «Большой университет – большому городу».
И книга, и фильм были созданы по заказу Фонда Игоря Бутмана к 100-летию российского джаза, которое отмечалось 1 октября 2022 года.
– История джаза в России непроста и наполнена драматическими поворотами. Она и начиналась-то, строго говоря, три раза. Мы отсчитываем хронологию от 1 октября 1922 года – даты полумифического концерта на сцене Театрального института в Москве, который дал «Первый в Р.С.Ф.С.Р эксцентрический оркестр – джаз-банд Валентина Парнаха». Была и всенародная популярность «советского джаза» 1930-х, и трудная «эпоха разгибания саксофонов» послевоенного времени, когда развитие джаза в СССР практически прекратилось. А затем – в основном из институтской самодеятельности – пришло так называемое «поколение физиков», которое в 1950-е–1960-е годы создало в Советском Союзе новую джазовую сцену вполне мирового уровня.
На одновременное создание и фильма – полнометражной ленты продолжительностью один час 54 минуты, – и книги объёмом 600 страниц были отведены совершенно нереальные сроки – чуть больше года. Именно поэтому я согласился – и с интересом окунулся в тему, которой и так занимался уже четверть века. Но в одиночку всё это сделать было бы невозможно. Огромную часть базовой работы и над книгой, и над фильмом сделала Наталья Кравченко – выпускница факультета журналистики ВГУ. Она работала на съёмочной площадке фильма в Москве, Санкт-Петербурге, Ростове-на-Дону, Архангельске и других городах. Она расшифровала все сорок с лишним часов интервью, снятых нами для фильма и широко использованных в книге, занималась кропотливыми изысканиями в федеральных архивах и музеях, была корректором книги. Благодаря её неоценимой помощи книга и фильм обрели такой информационный охват, которого автору в одиночку было бы не добиться.
Главное для меня в этой книге – возможность последовательно рассказать историю отечественного джаза. Кроме всего прочего, важно было развеять некоторые устойчивые мифы: например, что джаз в СССР был запрещён (не был!), что в СССР «сажали за джаз» (на самом деле – кое-кого сажали, но вовсе не «за джаз») и самое главное – что «ваш джаз нам чужд». Наш-то – как раз не чужд! Российский джаз с его столетней биографией – наше собственное, выстраданное, в тяжких поворотах истории выкованное искусство, и у него есть собственное лицо, представленное ярким поколением современных российских джазменов. О них в книге тоже есть несколько обширных глав, ведь сегодняшний день джаза в России – важнейшая часть его истории, – рассказал Кирилл Мошков на встрече в «Амитале».
Фото: Наталья Кравченко, Андрей Парфенов